
При покупке автомобиля практически невозможно сразу учесть все детали и нюансы. Нередки случаи, когда автовладелец хочет отказаться от своего приобретения и вернуть его продавцу. Продавец, в свою очередь, этому будет всячески сопротивляться, ведь ему невыгодно возвращать деньги и терять свою прибыль. В таких ситуациях на помощь приходит закон, а при определённых обстоятельствах продавец обязан расторгнуть сделку, забрать автомобиль и вернуть деньги покупателю. О том как оформить возврат автомобиля после покупки мы и хотим поговорить в нашей статье.
Также по данному вопросу вы можете получить бесплатную консультацию у наших автоюристов. Они помогут разобраться именно в вашей ситуации и дадут свои рекомендации относительно решения именно вашей проблемы. Опишите свой случай в чате на нашем сайте или звоните по телефонам: +7 (812) 566-25-68 (бесплатный) и +7 (499) 490-35-66.
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ВОЗВРАТА АВТОМОБИЛЯ
Желание отказаться от только что приобретённого автомобиля может быть вызвано да практически чем угодно: не нравится цвет автомобиля – в салоне при другом освещении он выглядел иначе, неудобно открывается бардачок, сидения не такие мягкие как показалось при покупке и т.д. Если вы потребуете возврата автомобиля по аналогичной причине, то вам откажут и вполне законно.
А вот если у автомобиля были выявлены дефекты и различного рода технические неисправности, то для претензий есть все основания.
Итак, в соответствии с постановлением правительства №924 от 10.11.2011, автомобиль входит в перечень технически сложных товаров. А вернуть товар, относящийся к данной категории, можно только в двух конкретных случаях:
-После покупки автомобиля были выявлены существенные дефекты
-Существенные дефекты были выявлены в ходе эксплуатации автомобиля
Что можно считать “существенным дефектом”
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" установлен конкретный перечень тех недостатков, которые будут относиться к существенным:
а) недостаток, который не может быть устранён посредством проведения мероприятий по его устранению
б) недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов, т.е. расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара
в) недостаток, который не может быть устранён без несоразмерной затраты времени
г) недостаток, выявленный неоднократно
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения
Что может требовать покупатель при обнаружении недостатка
Если же, выявленные в транспортном средстве недостатки попадают в перечень, то в соответствии с п. 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, потребитель по своему выбору вправе:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы
В случае с технически сложным товаром, каким и является автомобиль, у потребителя есть всего пятнадцать дней со дня получения товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара;
-нарушение сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
То есть если вы приобрели новый автомобиль, но в ходе его эксплуатации выяснилось, что какие-то его детали неисправны или имеют следы износа, то вы вправе требовать возврата автомобиля в салон.
Но если же вы изначально приобретали б\у автомобиль, и продавец предупредил вас о каких-то недочётах и прописал их в договоре купли-продажи или в акте приёма-передачи, то оснований для его возврата не будет. Тем не менее автомобиль с пробегом тоже можно вернуть продавцу, но об этом мы поговорим немного позднее.
Если же вы уже оказались в затруднительном положении и вам требуется помощь в возврате автомобиля, то наши автоюристы всегда готовы с этим помочь. Мы внимательно проанализируем вашу ситуацию и предложим все возможные пути решения сложившейся проблемы. Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете в чате на сайте и по телефонам: +7 (812) 566-25-68 (бесплатный) и +7 (499) 490-35-66.
ПРОЦЕДУРА ВОЗВРАТА АВТОМОБИЛЯ В САЛОН
Когда вы точно убедились в том, что все основания для возврата автомобиля в автосалон у вас есть, то можно начинать процедуру расторжения договора купли-продажи. Чаще всего граждане идут в салон и пытаются договориться с сотрудниками в устной форме. Конечно же, им невыгодно отменять сделку, поэтому они в один голос будут твердить о том, что сделать это невозможно. Тогда рассерженные покупатели начинают угрожать судом и, собственно, туда впоследствии и обращаются. Но торопиться не стоит, а конфликт можно урегулировать путем переговоров, только вот общаться нужно не с менеджерами, а с руководством автосалона и более формально, на “сухом языке закона”.
Сперва вам потребуется составить досудебную претензию и отправить ее на имя руководства. Претензия составляется в свободной форме, но в ней важно доказать, что ваши права были нарушены. Также в претензии вы должны указать:
-Дату составления претензии
-Данные организации: наименование ООО, ИП, реквизиты
-Ваши данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контакты
-Данные договора купли-продажи, его номер и дату заключения
-требования: расторжение договора и возврат уплаченных денежных средств, а также возврат автомобиля в салон.
-Подробно опишите вашу ситуацию, расскажите, как проходила сделка, как вели себя сотрудники, если на вас оказывалось эмоциональное давление, то об этом тоже стоит сообщить.
-Список приложений
После того как претензия будет составлена, к ней нужно будет приложить:
-Копию договора купли-продажи
-Копию документов, подтверждающих факт оплаты
-Результаты экспертизы (при наличии)
Подробнее остановимся на экспертизе. На данном этапе её необязательно прикладывать, но и лишней она не будет. Обратитесь в компанию, занимающуюся проведением экспертиз автотранспорта, и закажите полный отчёт о приобретённом транспортном средстве. Результаты экспертизы помогут выявить все недочёты автомобиля, а также укажут, при каких обстоятельствах они появились. Особенно экспертиза может быть полезной, если клиент приобретал новый автомобиль, а в результате окажется, что у него был скручен пробег, а такое, увы, встречается постоянно.
В течение 10 дней автосалон должен рассмотреть претензию и дать на нее свой ответ. Если никаких вопросов не возникнет, то требования покупателя будут удовлетворены. Тогда его снова пригласят в салон для подписания дополнительного соглашения о расторжении договора купли-продажи. А уплаченные деньги будут возвращены на счет покупателя.
А что если автомобиль приобретался в кредит?
Если покупка осуществлялась с привлечением кредитных денежных средств, то процедура возврата автомобиля будет аналогичной. За тем исключением, что в претензии нужно будет указать, что покупатель требует вернуть деньги банку. Кстати, в таком случае обязательства по выплате процентов по кредиту тоже лягут на недобросовестный автосалон. Салон будет обязан забрать автомобиль и перевести его стоимость обратно на счёт банка, где оформлялся кредит. А покупателю, в свою очередь, потребуется взять в банке справку об отсутствии у него кредитных задолженностей.
Также следует учесть тот факт, что часто кредиты выдаются при условии страхования жизни и здоровья заёмщика. Срок расторжения договора со страховой компанией ограничен и, как правило, составляет всего 2 недели. Поэтому сперва потребуется расторгнуть договор со страховой.
А если автомобиль приобретался по трейд-ин?
Довольно часто автовладельцы прибегают к услуге трейд-ин. Они отдают автосалону своё старенькое авто и получают скидку на новое. Но возникает вопрос, что будет при возврате нового автомобиля, и как вернуть старый? В большинстве случаев старый автомобиль вернуть не удаётся, за то время пока идёт разбирательство, его уже успевают разобрать на детали или же продать новому собственнику. В таком случае автосалон будет обязан выплатить своему клиенту, бывшему владельцу этого автомобиля его стоимость.
Например, покупатель решил приобрести новый Мерседес, а свою старенькую Тойоту отдать в трейд-ин и в счёт её стоимость оплатить часть стоимости Мерседеса. Но спустя какое-то время оказалось, что Мерседес неисправен и покупатель решил вернуть его в салон, но Тойоту уже разобрали на запчасти, часть из которых была продана. Тогда автосалон будет обязан вернуть всю стоимость мерседеса деньгами.
Можно ли вернуть б\у автомобиль?
В последнее время открывается всё больше и больше автосалонов, которые занимаются продажей исключительно автомобилей с пробегом. Но нередки случаи, когда б\у автомобиль не отвечает техническим характеристикам или тоже оказывается неисправен. Во время покупки продавец обязан уведомить покупателя обо всех недостатках передаваемого транспортного средства и указать их в акте приёма-передачи. Если эти недостатки оговорены, то покупатель не может предъявлять претензий продавцу. Но если продавец намеренно умолчал о каких-либо поломках и недочётах, то покупатель вправе требовать расторжения сделки.
Что если претензий к автомобилю нет, но цена в договоре оказалась выше?
В подобных ситуациях чаще всего оказываются клиенты недобросовестных автосалонов, где махинация с ценой - уже обычное дело, а претензии от клиентов поступают ежедневно.
К нам постоянно поступают обращения от обманутых покупателей, которые во время подписания договора купли-продажи и кредитного договора полагали, что стоимость автомобиля значительно ниже. А уже после сделки, когда у них появлялась возможность более детально ознакомиться с условиями договора, оказывалось, что автомобиль стоит намного дороже, да и процентная ставка оказывалась выше.
При таких обстоятельствах возможно сбить стоимость на автомобиль, если он, конечно же, устраивает своего нынешнего владельца. В данном случае также потребуется составить претензию, но в требованиях указать не возврат автомобиля, а уменьшение стоимости.
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ СПОРА
Если же автосалон не отреагирует на вашу претензию или ответит на неё отказом, то можно смело обращаться в суд, ведь урегулировать конфликт мирным путём вы уже попытались.
Сперва потребуется составить исковое заявление, к нему следует приложить следующие документы:
-Копия паспорта покупателя
-Копия договора купли-продажи
-Копия кредитного договора
-Акт приёма-передачи
-Документы, подтверждающие факт оплаты
-Документы, подтверждающие проведение ремонтных работ транспортного средства (при наличии)
-Заключение о проведении экспертизы (если вы проводили экспертизу самостоятельно, то суд взыщет с ответчика все понесённые за неё расходы)
-Сервисная книжка
-Документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования спора
В зависимости от ситуации вы можете приложить и другие дополнительные документы, которые, на ваш взгляд, могут иметь отношение к делу. После подачи искового заявления спор уже будет рассматриваться в судебном порядке. Но как показывает наш опыт, до суда дело редко доходит, ведь руководство автосалона прекрасно понимает, что закон окажется на стороне потребителя, а продавец лишь потеряет своё время и понесёт дополнительные убытки в виде оплаты судебных издержек. Но, к сожалению, процесс решения спора по возврату автомобиля не такой простой как может показаться. Поэтому мы рекомендуем вам заручиться поддержкой опытного автоюриста. Он оценит все обстоятельства вашего дела, а также будет сопровождать вас на всех этапах ведения спора. Получить бесплатную консультацию автоюриста вы можете с помощью чата на нашем сайте и по телефонам: +7 (812) 566-25-68 (бесплатный) и +7 (499) 490-35-66.